Вот ваша мечта сбылась, и вы счастливый обладатель категории А, а быть может уже и своего первого мотоцикла. Следующий шаг – выбор мотоэкипировки. И если автолюбители могут позволить себе управлять автомобилем в повседневной одежде, то вот владельцам мото без специальной мотоодежды ну никак нельзя.
Только она защитит вас от возможных последствий аварии, поэтому, как говориться: много экипировки не бывает! Важно понимать, что от того насколько вы правильно подберете себе комплект экипа зависит то, насколько не только безопасно, но и комфортно вы будете себя чувствовать за рулем своего мотоцикла.
Основное, на что нужно обратить при выборе мотоэкипировки:
- Минимальный состав комплекта мотоэкипировки;
- Виды экипировки в зависимости от того, как вы планируете использовать свой байк;
- Основные ошибки при выборе одежды для мотоциклистов;
Но обо всем по порядку. В этой статье рассмотрим, что же входит в комплект одежды для мотоциклистов: что должно быть must have у каждого, ну, а что можно и потом прикупить.
Шлем
Начнем с выбора шлема. Только его согласно российскому законодательству мотоциклист обязан использовать всегда при передвижении на мотоцикле. Поэтому, если сотрудник мотобата вас остановит, а вы будете без шлема, то штраф за административное правонарушение у вас в кармане. Шлем делает езду на мотоцикле не только безопасной, но и комфортной: он защищает ваши глаза от ветра (ведь даже уже на небольших скоростях глаза начинают слезиться), от пыли, надоедливой мошкары и камней.
Есть разные виды шлемов по форме, размеру, типу застежки, материалу, внешнему виду. При покупке в первую очередь нужно обращать внимание на фактор безопасности, а потом уже на все остальное.
Общие требования к мотошлемам:
- Шлем должен быстро и легко сниматься;
- Обеспечивать обзор;
- Быть удобным, не отвлекать и не вызывать дискомфорта при езде.
Виды шлемов
Так как на первом месте у нас стоит фактор безопасности, то, естественно, что основную роль при выборе шлема играет степень защищенности, которая связана с формой мотошлема.
- Шлем интеграл (full-face). Самый максимальный уровень безопасности, полностью защищает голову. Из плюсов – отличная защита, аэродинамические показатели, звукоизоляция. Из основных недостатков – недостаток вентиляции, необходимо снимать во время остановок.
- Модуляр (flip-up) – усовершенствованный интеграл. Он соединил в себе сильные стороны интеграла, такие как высокая степень защиты, аэродинамика и звукоизоляция и удобство открытых шлемов ¾. У интеграла можно как просто поднять визор, так и всю переднюю часть, полностью открыв лицо. Из недостатков стоит отметить: высокая цена, вес (самый тяжелый среди шлемов) и недолговечность.
- Открытый шлем. Интеграл без челюсти (подбородной дуги). Из плюсов: маленький вес, не сковывает при движении, максимальный обзор. Главный недостаток – низкий уровень защиты.
- Кроссовый шлем. У него усиленная защита глаз и нижней части лица.
- Эндурошлем. Совмещает в себе надежность и защиту кроссовых шлемов и комфорт full-face.
- Каска. Прародитель все шлемов. Минимальный уровень защиты.
Типы шлемов
Подразделяются на несколько типов в зависимости от закрытости головы: ¾ (три четверти)- без челюсти и ½ (половинки) без челюсти и области ушей (каска) – самый легкий тип.
При выборе и покупке первого шлема лучше обратиться к специалистам. Продавцы подскажут вам как правильно его выбрать, что щеки должны быть сдавлены, шлем при вращении головой не должен вращаться, но и не должно быть болевых ощущений, а также смогут рассказать про особенности разных производителей.
Подробнее о том как выбирать шлем читайте в нашей статьей.
Про шлемы, пожалуй, пока все. Перейдем к мотоперчаткам.
Мотоперчатки
Перчатки должны быть именно мото, чтобы за счет своих специфических рабочих функций обеспечивали приемлемый уровень защиты, так как при падении именно руки в первую касаются асфальта.
Перчаток много не бывает. У мотоциклиста со стажем они есть на все случаи жизни, да и снашиваются они быстрее, чем любой другой предмет экипа. В среднем от 1 до 3 лет.
Мотоперчатки делятся:
- По материалу: кожаные, текстильные
- По сезону: летние, зимние, демисезонные
- По форме: короткие, длинные и с пальцами, без пальцев.
Мотообувь

Следующий элемент экипировки – мотоботы. Это не только стильный аксессуар, в первую очередь – мотоботы — это надежная защита ног мотоциклиста. Конечно же они не такие удобные, как кроссовки, но поверьте, терпеть определенный дискомфорт того стоит.
Мотоботы можно классифицировать в зависимости от того, чем вы планируете заниматься со своим двухколесным другом.
- Первый вариант – спортивные или гоночные мотоботы – предназначены для езды по асфальтовым дорогам.
- Второй вариант – внедорожные мотоботы или кроссовые мотоботы – название говорит само за себя, отличаются усиленной защитой голени мотоциклиста.
- Третий вариант – мотоботы для чоппера.
- Четвертый вариант – туристические мотоботы или туринговые мотоботы – самый популярный вид, благодаря своему удобству.
- Пятый вариант – мотокроссовки. Облегченная версия мотоботинок. По внешнему виду представляют собой обычные кроссовки, но оснащены дополнительной защитой.
Мотоциклетная куртка

Следующим важным элементом экипировки является мотокуртка. Куртка со встроенной защитой: плечи, локти, спина. Спина, как правило, либо слабо защищена, либо не защищена во все. Поэтому очень часто необходимо дополнительно приобрести либо жесткую вставку и заменить ей штатную защиту спины, либо отдельную защиту спины на лямках и одевать ее под мотокуртку.
Они так же бывают нескольких видов: кожаные или текстильные, туринговые, спортивные или городские.
Некоторые, особенно в жаркую погоду, предпочитают, как альтернативу мотокуртке – черепаху. Но важно учитывать, что при падении, пластиковые щитки могут сместиться и не обеспечить должную защиту. Черепаху так же можно надевать под мотокуртку. В этом случае важно не ошибиться в размере и учитывать это при покупке.
Мотоштаны
Ну и напоследок, пару слов про мотоштаны – штаны со встроенной защитой в области бедер, ягодиц и колен, призваны чтобы уберечь ноги мотоциклиста не только от повреждений, но и от огня и влаги.
Основные виды мотоциклетных штанов:
- Кожаные штаны – максимальная защита. В первую очередь подходят для агрессивной или спортивной езды.
- Текстильные мотобрюки – подходят как для езды по городу, так и для туризма.
- Мотоджинсы – альтернатива текстильным штанам, с меньшей защитой, но более стильным внешним видом.
- Эндуро штаны – специализированная одежда для мотокросса.
Как альтернативный вариант мотоштанам, можно использовать специальные наколенники и защиту таза (пластиковые пластины, расположенные на сетке и надевающиеся как трусы). Подробно про выбор мотоштанов в нашей статье «Выбираем мотоштаны»
Итого минимальный комплект мотоэкипировки состоит из: шлема, перчаток, мотоботинок, мотокуртки(или черепахи) и мотоштанов(или отдельных колен и защиты таза).
Самый важный ответ на вопрос: какую мотоэкипировку выбрать новичку – ту, которая обеспечит вам максимальную безопасность на дороге!